Отбор пособий для PRE-SCHOOL Комплект «Преемственность математического развития дошкольников и младших школьников» осуществлен на основе зрительно-познавательного подхода к формированию математических представлений у дошкольников и младших школьников, что позволит сформировать визуально-образовательную среду для организации групповых и индивидуальных развивающих занятий по математике с учетом требований Федеральных образовательных стандартов дошкольного и начального общего образования в части обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования. В то время, как целевые ориентиры Программы ДОУ «выступают основаниями преемственности этих двух ступеней образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования», а положения ФГОС НОО нацелены на обеспечение преемственности как образовательных программ различных уровней (дошкольного, начального общего и основного общего) образования, так и содержания, и форм организации образовательной деятельности при их реализации, необходимо найти такое методическое обеспечение деятельности ребенка, которое позволит включить функции его визуального мышления для получения продуктивных результатов в овладении математическими понятиями для усиления целевых и содержательных линий преемственности. На решение этих задач направлена Концепция содержания непрерывного образования, которая «требует создания такой образовательно-развивающей среды, где каждый ребенок будет чувствовать себя комфортно и может развиваться в соответствии со своими возрастными особенностями». Концепция математического образования, в свою очередь, диктует необходимость разработки: в дошкольном образовании – условий для освоения дошкольниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни (прежде всего через предметно-пространственную и информационную среду, образовательные ситуации, средства педагогической поддержки детей); и в начальном образовании – широкого спектра математической активности обучающихся как на уроках, так и во внеурочной деятельности (прежде всего решение арифметических и логических задач, построение алгоритмов в визуальной и игровой среде). Поскольку дети дошкольного и младшего школьного возраста в большинстве своём правополушарны, созданные для развития детей условия и среда должны активно опираться, в первую очередь, на возможности правого полушария, обеспечивая гармоничную работу обоих полушарий мозга. Поэтому в комплекте представлены материалы, в первую очередь, направленные на проведение практических работ и опытов - основных средств углубления сознательности усвоения дошкольниками и младшими школьниками математических понятий, развития позитивной мотивации, детской одаренности и эмоциональности на занятиях по математике. Именно практические работы дают максимальное количество тактильных и двигательных ощущений, облегчают процесс овладения математическими знаниями, наполняют знания конкретностью и действенностью.
Предлагаемые пособия являются не только вспомогательным иллюстрирующим приемом, но и, прежде всего, ведущим, продуктивным методическим средством, способствующим математическому развитию дошкольников и младших школьников, а также основным средством наглядности при изучении математики, позволяющим осознанно оперировать математическими понятиями и умозаключениями, закреплять и «оживлять» их.
В состав комплекта входят: дидактический демонстрационный и раздаточный материал различного назначения для организованных и индивидуальных занятий; наборы для изучения и соотнесения форм плоскостных и объемных фигур, для их моделирования и составления изображений; наборы для установления закономерностей, составления алгоритмов и решения логических задач; наборы для определения пространственных отношений и знакомства с проекциями; наборы для количественного и порядкового счета, выполнения математических операций, наглядного представления состава числа, моделирования многозначных чисел, решения простых примеров на вычисления и задач с использованием символических обозначений; наборы для сравнения и измерения линейных величин, площадей, объемов и масс, для определения момента времени и вычисления временных интервалов; наборы для знакомства с понятием «доли», сравнения и наглядного представления сложения «долей».
Представленные пособия и материалы должны быть полифункциональны; позволять строить образовательный процесс с учетом индивидуальных возможностей детей; обеспечивать разнообразные формы представления и использования материала, включая игру; обеспечивать возможность непрерывного использования в дошкольном возрасте и начальной школе; быть изготовлены с использованием различных материалов; иметь современный дизайн и эстетичное оформление; способствовать росту познавательного интереса детей к изучению математики и повышению эффективности занятий.
Комплект должен способствовать формированию безопасной, доступной, полифункциональной и вариативной предметно-пространственной среды.
Количество детей, на которых рассчитан комплект: группа, класс, до 8 подгрупп, до 20-ти малых групп, для индивидуальной работы.
Целевые возрастные группы: 5-6; 6-7; 7-8; 8-9; 9-10; 10-11 лет
Целевые образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Целевые виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, конструирование.