Доступное и качественное образование детей с ОВЗ дошкольного возраста требует создания специальных условий для развития каждого ребенка, исходя из его индивидуальных, возрастных и психофизических возможностей. Одно из таких условий — наличие учебных пособий и дидактических материалов.
Предлагаемые материалы представлены тематическими образовательными модулями, составляющими модультеку:
1. Модуль «Сенсомоторное развитие»
2. Модуль «Формирование элементарных математических представлений»
3. Модуль «Окружающий мир»
4. Модуль «Экспериментирование и исследовательская деятельность»
5. Модуль «Развитие игры»
6. Модуль «Социализация и практическая жизнь»
7. Модуль «Развитие речи»
8. Модуль «Конструирование»
9. Модуль «Развитие двигательной активности и крупной моторики
1. Развитие игры
В федеральной адаптированной образовательной программе дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья особое место занимает игра и игровой метод. Модуль обеспечивает игровыми средствами процесс становления игры от предметно-манипулятивных действий до сюжетно-ролевой игры. Разнообразие игровых средств позволяет применять различные технологии и методы обучения ребенка игровым действиям и игре.
2. Сенсомоторное развитие
Сенсорные материалы модуля сформированы по нескольким группам, обеспечивая воздействие на разные органы чувств ребенка. Часть материалов представлены с выделением одного признака, в некоторых присутствует способ контроля ошибок. Это дает возможность ребенку самостоятельно обнаружить неправильно выполненное действие и формирует построение точного алгоритма действия.
Моторика
Развитие ручной моторики и тонкой моторики пальцев рук непосредственно связано с развитием высших психических функций ребенка. Поэтому оно имеет огромное значение для детей с ОВЗ. Разнообразные игровые средства модуля помогают сформировать у детей различные типы захвата. В процессе усложнения действий с игровыми средствами происходит развитие движений кисти руки ребенка, формируется умение действовать каждой рукой в отдельности и согласованность действий обеих рук.
3. Формирование элементарных математических представлений
Игровые средства и дидактические материалы данного модуля сформированы для поэтапного решения задач, указанных в федеральной адаптированной образовательной программе дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ. С помощью материалов у детей формируются перцептивные действия: пробы, примеривания, зрительное соотнесение. В процессе организованных игровых действий дети взаимодействуют с дискретными материалами и непрерывными множествами, строят сериационные ряды, сравнивают, классифицируют. Они учатся выделять предметы по количественному признаку, осуществлять счет и операции со множествами, действуя совместно со взрослым по подражанию, показу, образцу и словесной инструкции.
4. Конструирование
Конструирование является одним из видов продуктивной деятельности, доступной детям с ОВЗ дошкольного возраста. Модуль предназначен для формирования предметно-практической деятельности детей, развития у них наглядно-действенного мышления. Состав модуля подобран с учетом возможности плоскостного и объемного конструирования. Различные виды конструкторов и материалов позволяют детям совместно со взрослым и самостоятельно собирать простейшие постройки, обыгрывать их, соотносить с реальными объектами.
5. Социально-коммуникативное развитие
Коммуникация — один из главных навыков социализации детей с ОВЗ. В связи с проблемами со здоровьем эти дети часто имеют серьезные трудности во взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Различные комплекты модуля помогают построить процесс общения с ребенком, сформировать у него представление о себе и своей семье. Они помогают детям в освоении общепринятых правил и норм, способствуют развитию навыков самообслуживания и трудовой деятельности, знакомят с правилами безопасного поведения.
6. Развитие речи
Дидактический материал и игровые средства сформированы с учетом создания для детей развивающей и коррекционной речевой среды. Модуль обеспечивает совершенствование всех сторон речи: развитие импрессивной стороны речи, звуковой культуры речи, фонематического слуха, совершенствование произносительной стороны речи и др. Часть материалов посвящена формированию графомоторных навыков, подготовки руки к письму.
7. Экспериментирование и исследовательская деятельность
Одна из задач коррекционной работы с детьми с ОВЗ — создание предпосылок для развития элементарных естественнонаучных представлений. Модуль посвящен организации опытно-экспериментальной деятельности детей. Различные технические средства и приспособления предоставляют детям возможность проводить исследовательскую активность и экспериментирование с различными веществами, предметами и материалами. Это позволяет детям совершать собственные открытия явлений и подводит их к пониманию простых причинных взаимосвязей. Практические действия повышают мотивацию детей, способствуют умственному и эмоционально-волевому развитию.
8. Окружающий мир
Данный модуль посвящен формированию у детей целостной картины мира. Совместно со взрослым, с помощью различных игр и материалов, дети знакомятся с явлениями живой и неживой природы, с предметами окружающей действительности. Они формируют представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов.
9. Развитие двигательной активности и крупной моторики
Комплекты материалов и инвентарь модуля предназначены для решения общих и коррекционных задач по физическому воспитанию. Они создают игровые ситуации при выполнении оздоровительных занятий и обеспечивают игровыми средствами различные подвижные игры. Основная задача модуля — повышение мотивации детей к участию в подвижных играх и формирование потребности в двигательной активности и физическом развитии. Это способствует организации целенаправленной деятельности ребенка с положительным эмоциональным подкреплением.
