Визуальная поддержка и коммуникация для детей с РАС
Для организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья особое внимание требует создание развивающей предметно-пространственной среды и организация образовательного процесса. При этом, особое значение для организации образовательного процесса с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра (РАС), имеет визуальная поддержка.
Визуальная поддержка — это использование фотографий, пиктограмм, рисунков, надписей, указателей и других обозначений для построения коммуникации, улучшения понимания временных процессов и организации поведения.
Решение проблемы коммуникации с помощью PECS
Одной из серьезных проблем детей с РАС и некоторой части детей с другими нарушениями является то, что они не владеют речью и не могут выразить свои потребности вербально. Таким детям нужны специальные дидактические пособия, при помощи которых ребенок сможет общаться с другими людьми.
PECS (The Picture Exchange Communication System) — это система альтернативной коммуникации с помощью обмена карточками, изначально созданная для детей с РАС. Практика доказала ее результативность и в работе с детьми, имеющими другие трудности с общением и речью.
Преимущества системы PECS:
-
Помогает детям научиться общаться.
-
Способствует развитию речи и стимулирует произношение слов вслух.
-
Помогает педагогам и родителям понять ребенка.
-
Создает условия для формирования речевых навыков.
-
Применяется в коррекции нежелательного поведения.
Обязательным условием при организации групп компенсирующей и комбинированной направленности, в которых присутствуют дети с РАС, является наличие средств коммуникации, включающих коммуникативную доску и коммуникативные альбомы с использованием карточек PECS.
Организация времени и снижение тревожности
Организация времени включает упорядочивание режима дня и составление расписания событий и занятий. Расписание нужно не только для построения поведения и процесса обучения, но и для обеспечения понимания ребенком последовательности событий и снятия тревожности. Визуальный образ предоставляет ребёнку много времени на формирование понимания и помогает ему в запоминании событий.
Альбом «Мой день» для визуального расписания
Для этих целей мы предлагаем Альбом «Мой день» — инструмент для планирования и оптимизации времени.
Состав комплекта Альбома «Мой день»:
-
Карточки PECS размером 5х5 см – 300 штук.
-
Альбом формата А4 на 10 листов, включающий разделы:
-
Титульный лист
-
Распорядок дня
-
Календарь
-
Я пойду/надену/возьму
-
Для занятий
-
В магазин
-
У меня болит
-
Я хочу/не хочу
-
Меню – завтрак/обед
-
Меню – полдник/ужин
-
Жетоны поощрения для успешной мотивации
Залогом успешного обучения является мотивация!
Жетоны — это метод поощрения ребенка за выполненное задание. Ребенок зарабатывает необходимое количество жетонов, и когда основа будет полностью заполнена, получает заранее оговоренный приз.
Принцип работы системы жетонов:
-
Ребенок получает жетоны как немедленную награду.
-
Позднее он обменивает накопленные жетоны на приз, к которому стремится.
-
С жетонами обучение становится интереснее, мотивированнее и веселее!
Что входит в комплект:
-
Основа для жетонов – на 5 или на 10 жетонов.
-
Виды жетонов – на выбор: «Цветы», «Бабочки», «Автомобили», «Лягушки».
